Архитектурно-строительный факультет Кафедра архитектуры и дизайнаАрхитектурно-строительный факультет Кафедра архитектуры и дизайна.

Архитектурно-строительный факультет.

Кафедра архитектуры и дизайна.

Методические указания к выполнению курсового проекта.

УДК 711.73.012(07)

Рекомендовано заведением кафедры архитектуры и дизайна архитектурно-строительного факультета учебно-методическим советом ПГУ им. С.Торайгырова.

Составитель: С.И. Абишева.

Д 44 Комплексное решение предметно-пространственной среды участка улицы : методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование объектов архитектурного дизайна-3»: / сост. С.И. Абишева. – Павлодар: Кереку, 2008. – 30 с., ил.

В методических указаниях приводятся рекомендации по выполнению курсового проекта «Комплексное решение предметно-пространственной среды участка улицы». Приводятся иллюстрации дизайн-оборудования среды.

УДК 711.73.012 (07)

Абишева С.И., 2008.

1 Цели и задачи дизайн-оборудования участка улицы.

Целью дизайн — оборудования участка улицы является обеспечение создания художественно — и функционально полноценных комплексов на основе гармоничного сочетания архитектурно — пространственных, тематических и утилитарно — информационных элементов.

обеспечение синтеза элементов оборудования и монументально- декоративного искусства с архитектурой;

определение степени насыщенности территории этими элементами;

определение соотношения функциональных и тематически — декоративных элементов;

дифференциация абсолютных размеров элементов от основных (опорных) до камерных;

определение соотношения уникальных, малотиражных и типовых элементов;

подчинение разработки отдельных элементов общей дизайн-концепции.

Высокое качество конечного результата проектирования предполагает соблюдение следующих принципов:

^ 3 Номенклатура элементов дизайн-оборудования участка улицы.

Совокупность элементов дизайн-оборудования условно делится на четыре группы — А, Б, В, Г.

^ 3.1 Композиционные особенности размещения элементов дизайн-оборудования.

^ 3.2 Влияние суточной и сезонной изменяемости среды.

создание новых специфических образных решении;

творческое приближение к дневному образу.

При этом выразительные днем элементы требуют специальной системы подсвета, а большинство светодинамических устройств специально рассчитывается на восприятие вечером и не являются акцентами в дневное время.

^ 4 Состав проекта дизайн-оборудования участка улицы.

Проект состоит из экспозиционного материала и пояснительной записки.

^ 5 Проект дизайн-оборудования участка улицы.

Проектирование дизайн — оборудования участка улицы включает в себя три этапа — анализ существующего положения, составление комплексно» схемы дизайн-оборудования участка улицы и разработку отдельных элементов дизайн — оборудования.

^ 5.1 Исходные данные для проектирования.

план разрабатываемого участка улицы и М 1:1000 или 1:500;

сведения о мощности и направлениях транспортного и пешеходного потоков, вместимости или мощности общественных здании на проектируемом участке;

литература историко-культурного содержания, описывающая достопримечательности территории;

каталоги типовых малых архитектурных форм, элементов оборудования и благоустройства, используемых в данном районе.

предприятия общественного питания;

зрелищные здания и сооружения;

спортивные сооружения и площадки;

места массового отдыха;

остановки общественного транспорта;

2) линии движения городского транспорта:

3) пешеходные потоки;

^ 5.3 Анализ архитектурно-пространственной среды участка улицы.

ландшафтно-планировочные элементы (открытого, полузакрытого и закрытого типов);

элементы, оформление которых зависит от характера, интенсивности и направления движения (пешеходные, транспортные, транспортно-пешеходные, преимущественные направления движения, места изменения интенсивности и направления движения);

элементы, дизайн — оформление которых зависит or контекста (историко-культурного или функционального: торговля, отдых и т.п.).

Полученные в результате проведения четырех этапов чертеж существующего положения аннотируется перечнем всех выделенных элементов с указанием их особенностей (ландшафтных, планировочных, контекстуальных и зависящих от характера и скорости движения).

^ 6 Комплексная схема дизайн-оборудования участка улицы.

Аналитическая стадия является основой для проектирования собственно дизайн-оборудования, которое является наиболее ответственной стадией. Она включает в себя несколько этапов, на которых реализуется творческий потенциал студента путем дифференциации узлов и участков, определения специфики дизайн — оборудования, как всего участка улицы, так и отдельных ее частей, предложения состава и степени капитальности элементов дизайн — оборудования.

^ 6.1 Предпосылки составления комплексной схемы дизайн-оборудования участка улицы.

районного значения, к которым относятся узлы, где дизайн оборудование подчинено ведущему для района расположения участка улицы объекту;

местного значения, к которым относятся как отдельные памятные места, требующие установки мемориальных знаков и минимального благоустройства, так и небольшие площади у общественных зданий, а также основные пути движения на участках улицы;

рядового значения, к которым относятся дворы жилых домов и проезды;

специального значения, к которым относятся территории, требующие специального дизайн — оборудования.

^ 6.1.2 Тематика дизайн-оборудования.

^ 6.2 Комплексная схема дизайн-оборудования участка улицы.

функциональное зонирование территории;

узлы районного, местного, рядового и специального назначения;

основные направления пешеходного и транспортного движения.

От каждого узла на поля чертежа выносятся условные обозначения тех элементов оборудования, которые для него предусмотрены. Чертеж аннотируется перечнем всех узлов, указанием категории узла, основными характеристиками узла, перечнем элементов оформления узла, примечанием, раскрывающим общую тематику оформления узла, конкретные темы крупных элементов дизайн-оборудования.

^ Размещение элементов дизайн-оборудования участка улицы.

выявление композиционно-пространственной структуры оформляемого узла, установив архитектурно-художественную роль всех компонентов этой структуры, в том числе и элементов дизайн — оборудования;

выработка принципиальной композиционной схемы данного узла с учетом его развития, выявление набора объемно-планировочных средств, необходимых для воплощения композиции; определение пластических характеристик (размер, силуэт, конфигурация, цвет, материал, фактура) задуманного дизайн-оборудования.

^ 7.1 Анализ объемно-пространственной композиции структурных элементов участка улицы.

выделяются реальные ограждения пространства — здания различной этажности и ландшафтные компоненты;

выявляются основные поля восприятия пространства, что показывается нанесением на ранее составленную схему осей движения пешеходов и транспорта с указанием преимущественного направления. Особо выделяются точки изменения направления движения, как наиболее выгодные для восприятия. Результаты планировочных исследований сверяются с развертками.

выработка принципиальной концепции организации пространства и постановка общих задач оформления;

распределение элементов оформления в пространстве;

составление конкретных предложений по изобразительным характеристикам и номенклатуре отдельных элементов оборудования.

^ 7.2.1 Принципиальная концепция организации структурного элемента.

определение ведущих композиционных осей;

расстановка доминант и акцентов;

уточнение роли всех видов границ пространства, выявление приемов их трансформации в соответствии с этой ролью; определение основных архитектурных свойств пространствообразующих горизонтальных и вертикальных ограждений (масштаб, ритм, характер декора, цвет, фактура, материал).

В результате определяются:

необходимость (если она есть) в перестройке системы доминант и акцентов для подчинения их крупному объему, элементу оформления или их группе;

сохраняющиеся «кульминационные» элементы пространства;

элементы, теряющие свое «кульминационное» значение;

элементы, требующие художественного усиления.

Наличие принципиальной концепции организации узла позволят присту­пить к разработке собственно проекта оборудования.

роль в ансамбле проектируемого элемента («ориентир» или «экран»), что определяет его размеры и особенности силуэта;

характер расположения элемента (встроенно-пристроенный или отдельно стоящий);

зоны и формы восприятия элемента (ближние и дальние точки зрения, длительное или одномоментное восприятие в зависимости от характера движения), что определяет степень проработанности поверхности.

Необходимо учитывать, что объективный предел сосредоточения внимания на одной композиции не превышает 10 минут, а для оптимального восприятия зритель должен находиться в зоне влияния не более чем 3-4 элементов.

^ 7.3 Составление схемы дизайн – оборудования узлов участка улицы.

реальные ограждения оформляемых пространств.

привязанные к месту элементы дизайн-оборудования;

Зоны влияния элементов дизайн-оборудования.

^ 8 Элементы дизайн-оборудования участка улицы.

Отдельные наиболее ответственные элементы дизайн-оборудования разрабатываются до степени деталировочных чертежей М 1:10, 1:5. На них показываются габаритные размеры, узлы крепления, выполняются необходимые сечения и разрезы, показываются используемые материалы. На основе всех ранее выполненных разработок приводятся чертежи и рисунки отдельных фрагментов разрабатываемой территории и их разверток, а также выполняются макеты этих разверток.

9 Методика и последовательность работы над курсовым проектом.

^ 9.1 Программа-задание на разработку курсового проекта.

^ 9.2 Этапы работы над курсовым проектом.

^ 9.3 Структура и содержание занятий.

Дизайн архитектурной среды: уч. для вузов /Г.Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В Ефимов, Н.И Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М. : Архитектура-С, 2004 – 504 с., ил.

Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера / Т.С. Гарнизоненко. – Ростов на/Д. : Феникс, 2005. – 315 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. – М. : Логос, 2001. 356 с.

Леонтович В.В. Вертикальная планировка городских территорий : учеб. пособие для вузов / В.В. Леонтович. – М.: Высшая школа, 1985. – 119 с.

65. Савранчук П.П., Клунный СП. Монументально-декоративное оформление застройки. – Алматы, КазЦНТИС Госстроя, 1986. – 12 с.

^ Проект — формирование среды городской площади.

Продолжение приложения А.

Элементы дизайн-оборудования городской среды.

Рисунок Б 1 — Пешеходное пространство.

^ Продолжение приложения Б.

^ Продолжение приложения Б.

Размещение элементов дизайн-оборудования участка улицы 13.

8 Элементы дизайн-оборудования участка улицы 17.

Ену им. Л. Н. Гумилева пройдет I городская олимпиада по академическому рисунку среди учащихся художественных, общеобразовательных.

Ибрагимова Г. Ш. Стилизация в декоративном натюрморте // Вестник Казнпу им. Абая. Серия Художественное образование: искусство – теория.

Алма-Атинский арихитектурно-строительный институт, технологический факультет по специальности.

Киргизбекова С. С. Выразительные средства графики в создании художественного образа печатного рисунка // Инновационные технологии.

Алматинский университет энергетики и связи теплоэнергетический факультет кафедра ик.

Алматинский университет энергетики и связитеплоэнергетический факультет кафедра ик.

Октября в библиотеке прошел День кафедры строительства и дизайна. Вниманию преподавателей и студентов были представлены книжные издания.

«Об утверждении Правил прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов», а так же снип.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям