Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культурыДизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры.

Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры.

§ 1 Требования к содержанию учреждения культуры.

Учреждение, культуры — многофункцональный центр всей культурно-досуговой. деятельности, организуемой в городе. Выполняя одну из ведущих функций художественно-оформительскую, клуб или Дом культуры сам представляет собой один из элементов предметно-пространственной среды города. Исходя из специфики назначения учреждения культуры, строится дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома культуры.

Это условие определяет особенности дизайна интерьера и экстеръера учреждения культуры.

I Первая особенность – трудовая и патриотическая направленность содержания основных элементов интерьера и экстерьера . Воспитательная функция присутствует здесь в виде специфических художественно-декоративных форм, отражающих историю города, поселка. Эти формы размещаются в наиболее посещаемых помещениях клуба, на наиболее видных местах, на фасадах зданий и подходах к ним.

II Вторая особенность — создание элементов, интерьера и экстерьера, с пособствующих психологической разгрузке людей, отдыху и удовлетворению их духовно -эстетических потребностей. Порой клуб — единственное место, где люди могут отвлечься от работы, отбросить постоянно довлеющую психическую нагрузку, с интересом и пользой провести свой досуг. Поэтому в клуб­ном учреждении оформляются:

c) зоны отдыха с использованием.

· действующих успокаивающе на нервную систему человека, способст вующих релаксации.

III К третьей особенности относится внутреннее оформление пом ещений учреждений культуры с учетом их назначения .

3.1 Фойе клуба наиболее посещаемое помещение. С учетом этого в фойе.

a) не должно быть нагромождения мебели и декоративных элементов ;

b) уместно применение монументального искусства ;

c) настенных украшений из металла, композиции из керамики, художественного панно;

d) если позволяет площадь, фойе клуба заметно оживит небольшой внутренний зимний садик.;

e) камни, цветы, мох дадут возможность создать интересные а специальное освещение создаст ещё больший эффект.

3.2 В вестибюле не требуется особого применения художественно’ декоративных элементов. Здесь, как правило,

a)вывешиваются информационные стенды, плакаты. и т. п.

3.3 Та же умеренность присутствует в художественном оформлении зрительного зала.

а) здесь главенствуют два принципа:

1. удобство для зрителя;

2. привлечение внимания к сцене, экрану;

b) стены, потолок и пол зрительного зала оформляются звукопоглощающими материалами.

c) цвет их должен бытъ мягким, тёплым, не отвлекающим внимание; на стенах, как правило, за исключением осветительной арматуры, не применяются никакие оформительские элементы.

3.4 Сцена — главный элемент зрительного.

а) Её оформление зависит от содержания проводимых мероприятий в клубе. Убранство сцены необходимо тщательно продумывать, что потребует творческой выдумки и вместе с тем чувства меры.

b) В художественно – декоративном оформлении сцены возможно.

§ объемных эмблем и текстов;

c) Удачно украшают сцену цветы , элементы из ткани, светотехническое оборудование.

3.5 Наглядное оформление библиотеками читального зала , как правило, делится на два вида:

1. Постоянное — это библиотечный плакат, художественно-декоративные элементы, создающие уют и покой.

2. Сменяемое — это различного вида справочные и информационные стенды.

3.6 С особой тщательностью и продуманностью оформляется комната. отдыха . При этом не рекомендуется совмещать с ней игровые комнаты. Художественно-декоративные средства должны создавать комфорт и успокаивающую обстановку . Отделка стен, шторы, освещение — все это должно быть приближено к домашнему уюту.

3.7 Если клуб не имеет возможности организовать отдельную комнату отдыха, модно оформить зону отдыха, использовав при этом часть фойе.

3.8 Комнаты кружковой работы и прочие учебные помещения. специально не украшают. Обычно здесь развешивают наглядные пособия, необходимые для занятий кружка, изделия кружковцев.

Все вышеперечисленные объекты относятся к интерьеру . учреждения культуры . (Но, кроме интерьера, существует наружное оформление здания и ‘приклубной территории, именуемое экстерьером.

IV Дизайн экстерьера требует учета нескольких элементов приклубной территории, в зависимости от архитектурного решения расположения клуба.

4.1 Прежде всего, это фасад здания.

а) Его художественное оформление не должно быть аляповатым и пёстрым.

б) Фасадную стену могут украшать мозаика , художественно-декоративное панно или стилизованная эмблема из металла , пластика.

в) Желательно иметь на фасаде место для сменных щитов , транспарантов, которые вывешиваются к различным по содержанию мероприятиям, проводимым в клубе.

4.2 Вторым элементом, устанавливаемым непосредственно на приклубной территории, являются рекламные щиты . .

а) Наиболее удобны свободно стоящие с двух — и трехсторонним обзором. Они представляют собой металлическую или деревянную конструкцию с прикрепленными к ней щитами из фанеры. и пластика.

б) У основания рекламного щита нередко разбивают газон с цветами.

в) Газетная витрина , как элемент оформления приклубной территории, изготавливается высотой не более 190 см. Нижний край витрины находится на расстоянии 110-120 см от земли. Для того, чтобы защитить газету от дождя и снега, рекомендуется сделать на витрине ко зырек или застеклить её.

г) Витрина может быть.

Если размеры приклубной территории позволяют, то можно оформить и такие элементы, как аллея, фонтан, беседки . Всё это должно «писаться» в окружающее естественное или декоративное озеленение, дополнять или оттенять оформление фасада клуба.

Умеренное, выполненное в едином стиле художественно-декоративное оформление приклубной территории будет способствовать социокультурной деятельности учреждения культуры.

4.3 И еще одна особенность художественного оформления клуба. Дома — это наличие наряду с постоянным временного ( тематического) оформления .. Разнообразные мероприятия, проводимые в клубе к различным праздникам и торжественным дням,, требуют специального оформления,, которое должно помочь раскрытию темы и, в то же время, украсить клуб.

Основные элементы клуба, на которых создается временное оформление, — это:

При работе над праздничным оформлением сцены.

а) целесообразно использовать метод предварительных цветных эскизов, выполненных цветными карандашами, акварелью или гуашью с соблюдением масштабных пропорции основных элементов сцены. Таким образом, можно найти наиболее оптимальный в художественном отношении вариант из всех предложенных..

б) по окончании оформления сцены необходимо просмотреть его из зала, чтобы подобрать декоративные детали нужной величины и правильно их расположить.

в) В фойе клуба , как правило, устраиваются:

3. вывешиваются праздничные плакаты.

Содержание временного оформления фойе должно настраивать зрителя на соответствующую тему мероприятия, создавать праздничное настроение.

г) Украшение фасада здания клуба создается с таким расчетом, чтобы оно привлекало внимание, информировало о предстоящих мероприятиях и празднествах.

Таким образом, дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условий для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно — досуговых мероприятий через формирование предметно-пространственной среды.

§ 2 Методика формирования предметно-пространственной среды учреждения культуры.

Художественно-декоративное оформление помещений учреждения культуры является, по существу, дизайнерской разработкой интерьера . Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания . Особенности архитектурно-художественной организации интерьера определяются функциональным назначением того или иного помещения. В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают.

а) вопросы архитектоники (архитектурно-художественного выражения за­кономерностей строения, присущих конструктивной системе здания),

б) декоративной отделки.

в) художественного синтеза.

г) функционального зонирования и комфорта.

Дизайн — термин, обозначающий различные виды проектировоч ной деятельлюсти, имеюшей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн — это художественное конструирование, составными частями которого являются композиция, стиль и декорирование. Поэтому дизайнерская разработка интерьера учреждения культуры является сложным видом художественно-оформительской практики и требует детального рассмотрения ее методики. Дизайнерской разработке предшествует создание дизайн-концепции и дизайн – программы.

1. Дизайн-концепция – это основная образная, композиционная функционально-технологическая, конструктивная, стилевая и деко­ративная идея, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера.

2. На основании дизайн — концепции создается дизайн-программа — директивный, адресный документ, определяющий комплекс взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов дизайна при создании проекта художественно-декоративного оформления задания. Дизайн-программа определяет проблему, социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способы ее достижения.

Дизайн-программа направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды в интерьере.

3. Затем художник-дизайнер осуществляет дизайнерскую разработку — проектную разработку предметной среды с применением методов и средств дизайна, Дизайнерская разработка имеет собственные этапы, а именно:

1) разработку технического задания (выявление исходных данных, требований технической эстетики и эргономики);

2) выработку технического предложения (анализ информации, аналогов, условий изготовления, эксплуатации, общая концепция и принципиальные варианты решения);

3) создание эскизного проекта виде развертки и макета интерьера, уточняющих художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и т. п. решения;

4) разработку технического проекта , фиксирующего окончательные результаты дизайнерской разработки интерьера и подходов к её осуществлению.

Несмотря на разнообразные подходы к художественно-декоративному оформлению учреждений культуры, существуют единые принципы оформительских решений интерьера:

1 . Прежде всего это единство стиля в применении изобразительно-вы разительных средств . Общее композиционное построение оформительских элементов клуба должно быть выполнено.

а) в близких по своему содержанию приемах решения пространства, цветовых сочетаниях,

б) в единой системе пропорций и масштабов.

Художественно — оформительский стиль — визитная карточка учреждения культуры, его имидж. Выработка стиля – дело не простое, требующее профессиональных навыков художника – дизайнера.

2. Второй принцип — это соответствие стилевого решения архитектурно-художественному построению помещений клуба. Архитектура учреждений культуры может быть разнообраз ной : от примитивных, типовых зданий до представляющих определённую художественную ценность. Архитектурные нормы — это основа в выборе изобразительных средств, подборе мебели и освещения помещений. Композиционное сочетание всех этих элементов должно быть созвучно между собой и логично дополнять особенности архитекгурно — художественного построения учреждения культуры.

3. Гармоничное цветовое решение , как принцип художественно- декоративного оформления, представляет собой целостную систему применения красящих веществ и цветовой гаммы готовых изделий интерьера клуба в едином композиционном построении и полном соответствии содержанию стиля и художественного замысла.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов, строится взаимодополняемое сочетание всех элементов художественно — деко ративного оформления учреждения культуры. Прежде всего – это окраска.

1. Помещения, где посетители проводят сравнительно немного времени (вестибюль, фойе, коридоры), окрашивают обычно в интенсивные тона .

2. Окраска комнат (мест) отдыха, библиотеки, читального зала должна стремиться к более спокойным, светлым тонам:

3. Окраска стен должна гармонировать с цветом.

· оттенять красоту всех элементов внутреннего оформления.

Что касается пола и потолка , то их эстетический вид будет более современным при отделке натуральными и синтетическими материалами .

В целом помещения клуба не должны оставлять впечатления од нообразия или пестроты и излишней яркости . Удачно украшают помещения, делают их уютными:

Существует много способов красиво задрапировать окна и двери:

1. применение карнизов;

2. закладка тканей складкой, волной;

3. сочетание занавесей из ткани по цвету и рисунку с обивкой мебели;

Всё это придает особую красоту , вкус оформляемым помещениям клуба, вписывается в общую композицию интерьера .

Исходя из специфики учреждёний культуры , в интерьерах помещений могут быть использованы портреты:

a. руководителей ж/д;

2. Небольшие комнаты могут украсить:

a) художественная фотография,

b) ‘хорошая репродукция или оригинальная картина в простой и строгой раме.

c) размещать портреты и картины необходимо таким образом, чтобы они были хорошо освещены как при естественном, так и при искусственном освещении.

3. В фойе может быть изготовлено панно1) . Изготовление панно требует серьезной продолжительной подготовки художника-оформителя Художественные образы, изобразительно-выразительные, используемые при оформлении панно, должны гармонично вписываться.

в весь комплекс элементов, украшающих фойе. В клубе могут быть вывешены наиболее интересные работы са модеятельных художников , созданные в изокружке или представленные на конкурс . Оригинальность придадут хорошо подобранные эстампы.2)

4. На специальных декоративных подставках , полочках могут быть размещены скульптура из:

· любительские поделки из природных"материалов.

5. Весь комплекс элементов художественно-декоративного оформления клуба прекрасно смотрится в сочетании с декоративными расте ниями и цветами, в том числе искусственными . Их можно поместить в специальных кашпо, керамических или пластмассовых горшочках. Кашпо бывают настенными, напольными и подвесными.

6. В вестибюле, фойе, комнате отдыха можно поставить цветочницы. Убранство клуба должна дополнять осветительная арматура. По характеру светораспределения арматуру принято делить на:

1. светильники прямого света (свет направлен вниз);

2. рассеянного света (направлен равномерно во все стороны);

3. отраженного света (свет направлен вверх).

Использование рассеянного и отраженного света меньше утомляет глаза, поэтому он более практичен.

7. По методу крепления или установки делят на:

a) подвесную — люцеты (подвесные светильники с рассеивателями из стекла или пластмассы);

b) шары молочного, матированного стекла;

c) потолочную — плафоны;

d) напольную — торшер;

e) настенную – бра;

f) настольную — настольные лампы.

В помещениях клуба применяются’ почти все перечисленные виды. Люцеты и шары, подвешенные на равной высоте, не только освещают, но и украшают залы в фойе, образуя красивые композиции.

1) панно — больших размеров картина на холсте, выполненная маслом, темперой или клеевыми красками; бывают панно мозаичные скульптурные и пр.

2) эстамп — художественная станковая гравюра, литография; вид графики, в котором.

изображение является оттиском, отпечатком..

8. Для освещения клубных помещений применяются также:

a) люминесцентное освещение;

b) скрытое освещение (светящиеся потолки из светорассеивающего материала);

c) а также разнообразные подсветки отдельных элементов художественно-декоративного оформления.

Таким образом, многофункциональный характер деятельности учреждения культуры предопределяет разнообразие подходов к дизайну интерьера и экстерьера. Учет основных особённостей в оформительской практике клуба, Дома культуры позволит создать единое композиционное решение, выдержать стиль, создать привлекательный образ клуба как центра социально-культурной деятельности предприятия, района.

Дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома(Дворца) культуры строится, исходя из специфики учреждения культуры, а также финансовых возможностей и природно-климатических условий.

В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают:

a. опросы, архитектоники (архитектурно — художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания), декоративной отделки;

b. художественного синтеза;

c. функционального зонирования ;

Дизайн экстерьера требует учета особенностей элементов приклубной территории в зависимости от архитектурного решения, расположения клуба и природного ландшафта.

Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условии для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно — досуговых мероприятий через формирование предметно — пространственной среды.

Вопросы для самопроверки.

Перечислите особенности дизайна интерьера и экстерьера учреждения культуры. Назовите обязательные элементы оформления приклубной территории.

· Перечислите основные элементы клуба, на которых создается вре­менное оформление.

· Перечислите основные этапы дизайнерской разработки.

· Назовите принципы оформительских решений интерьера.

Сравните дизайн интерьеров трех клубов выделите достоинства и недостатки каждого из них, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте, как выполнены требования и принципы.

создания интерьера военного учреждения культуры при создании интерьера этих трех клубов; обсудите результаты анализа в учебной группе и разработайте предложения по совершенствованию этих интерьеровдля представления преподавателю. Оцените оформление экстерьеров различных учреждений культуры, которые Вы видели и хорошо помните с точки зрения теории дизайна. Какие элементы экстерьеров этих учреждений могут приме­нятся для оформления экстерьера военного учреждения культуры? Поделитесь своими соображениями с другими студентами учебной группы и выработайте коллективное мнение. Проанализируйте оформление сцены клуба к последнему прошедшему празднику с точки зрения теории дизайна; отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте оформление сцены последнего концерта или представления, на котором Вы присутствовали, или который видели по телевидению, с точки зрения теории дизайна, отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Разработайте эскиз оформления сцены для предстоящего факультетского конкурса КВН, обсудите эскиз в учебной группе.

Обзоры сервисов Pandia.ru.

или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения специальности 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн Художественно-технического оформления печатной продукции и Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики.

Бумагопластика в проектной культуре дизайна – часть 1 — введение, краткое содержание работы.

Архитектура.

Проекты по теме:

Домашний очаг.

Справочная информация.

Общество.

Образование и наука.

Бизнес и финансы.

Досуг.

Технологии.

Инфраструктура.

Товары.

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям